воскресенье, 1 мая 2016 г.

Внеурочная деятельность

В 2007-2008 учебном  году впервые с четвероклассниками (в прошлом году эти ученики были выпускниками нашей школы) осваивали исследовательскую деятельность. Опыт своей работы представляла на Всероссийском фестивале «Открытый урок». Моя статья «Организация исследовательской деятельности учащихся начальных классов» опубликована на сайте фестиваля в 2008-2009 учебном году.
Четвёртый год учимся по ФГОС. Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.            Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.     Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их исследовательской деятельности.  С 1 класса введена внеурочная деятельность «Я – исследователь». Программа «Я – исследователь» - интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А. И. Савенкова.
В апреле 2016 года 26 четвероклассников успешно защитили свои работы на ученической конференции  в классе. Темы работ разнообразны.


Сравнить качество исследования в столь разных темах казалось бы невозможно. Учитывалось всё: наличие проблемы, гипотез, экспериментов, владение темой, наглядность материала, процент самостоятельной работы. Многие ребята награждены Грамотами в разных номинациях.


А это наши победители и призёры.

Ребята, вы молодцы! Так держать! Впереди новые конкурсы, новые победы!
При проведении  открытого голосования наибольшее количество голосов получила работа по теме: «Сбалансированное питание моего котёнка». Вероника К. стала абсолютным победителем.
Не всем удалось получить высокие награды, но главное, что все сделали ещё один шаг к познанию нового и умению презентовать себя. Этот опыт вам пригодится на следующих конференциях, уже в пятом классе. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий